Максимальная выдержка при съемке с рук. Теория вопроса.

Одно из наиболее распостранненых правил получения резких снимков при съемке "с рук" - использовать выдержку равную (1/фокусное расстояние) с. Для 100 мм объектива выдержка должна составлять 1/100 с или меньше, для 500 мм - 1/500 с и т.д.
Работает ли это правило? для всех ли форматов оно справедливо? откуда взялась эта формула?
Ответы на первые два вопроса: "иногда" и "нет", на третий в двух словах не ответишь, но он проистекает из первых двух. Когда вы фотографируете держа камеру в руках, она всегда колеблется. Это выражается в наклонах вверх-вниз и раскачиваниях влево-вправо вследствие непроизвольного движения мышц вашего тела. Насколько сильными будут колебания зависит от множества факторов: массы камеры с объективом, силы ветра, вашей позы и количества выпитого (кофе:)).
Допустим что в среднем камера отклоняется на некоторый маленький угол, скажем, 0.8 градуса за 1 секунду. В таком случае изображение на матрице сместится на некоторую величину, зависящую от фокусного расстояния оптики. Это легко заметить, сравнив два снимка, выполненные при одинаковых условиях один - на малом фокусном расстоянии (широкоугольный объектив) и другой - на длиннофокусный объектив. Во втором случае размытие будет намного более заметно.
Для 100 мм объектива при смещении камеры на 0.8 градуса, изображение на матрице (пленке) сместится примерно на 1.6 мм, вызвав сильное смазывание. Чтобы размытие было незаметно, перемещение изображения на фокальной плоскости не должно превышать 16 микрон для 35 мм кадра (16 микрон - это примерно 1/2 диаметра пятна рассеивания). Т.к. изображение смещается на 16 микрон при 1/100 с, нужно снимать на выдержке 1/100 или меньше (1/125, 1/250 etc.), что соответствует выдержке (1/фокусное расстояние) с потому что мы приняли за основу перемещение камеры на 0.8 град/с.

Очевидно, что скорость перемещения камеры в руках будет непостоянной. Иногда больше, иногда меньше 0.8 град/с, в зависимости от фотографа. Поэтому данное правило лишь ориентир, однако в большинстве случаев устанавливая выдержку (1/фокусное расстояние) есть хорошие шансы получить резкие снимки.


Съемка с рук, EOS 40D, 100 мм


Данные изображения хорошо иллюстрируют вышесказанное. Это фрагменты в масштабе 100% пяти последовательных снимков, выполненных камерой Canon 40D с объективом 100 мм. Все они выглядели бы приемлемо на отпечатках малого размера, но не все из них такие же резкие, как могли быть при съемке со штатива. Итак, мы ответили на два вопроса: откуда произошла формула (1/фокусное расстояние) и работает ли это правило? (как правило да, но иногда нет). Теперь обратимся к третьему вопросу: имеет ли значение формат матрицы.

Имеет и вот почему. В конечном итоге резкость фотографии оценивается по отпечатку и в зависимости от формата матрицы (пленки) меняется величина на которую нужно увеличить исходное изображение до нужного размера отпечатка. Для 35 мм пленки и полноразмерных матриц для получения отпечатка 20х30 см исходное изображение нужно увеличить приблизительно в 8 раз (размер 35 мм кадра 24х36 мм). Для матриц камер Canon формата APS-C коэффициент увеличения составит уже 12.8х. Для получения такой же резкости отпечатка как на полноразмерной матрице, изображение на матрице меньшего размера изначально должно быть более резким. Для матриц APS-C - более резким в 1.6 раза. Поэтому, для отсутствия видимого размытия, вместо допускаемой величины смещения изображения в 16 микрон, можно позволить смещение лишь в 10 микрон. Т.е. при фокусном расстоянии 100 мм нужно использовать выдержку 1/160 и менее. И чем меньше матрица, тем большая скорость затвора необходима для получения отпечатков того же размера с приемлемой резкостью. Хотя даже используя 100 мм объектив при выдержке 1/160 с, мало вероятно что каждый кадр будет таким же резким, как при использовании штатива. Альтернативой штативу являются объективы со стабилизаторами изображения (для Nikon или Canon) или камеры со встроенным стабилизатором (для Sony, Olympus или Pentax). Данные системы стабилизации могут добавить до 4-х ступеней, при которых изображения останутся резкими (например, вы сможете получить снимок при 1/20 с со стабилизатором, аналогичный снимку при 1/160 с без него).

Оригинал статьи (англ.)

2 коммент.:

Анонимный комментирует...

есть мысль, что правило было придумано для пленки, где разрешение ограничено, в наше же нелегкое время цифровых технологий играет роль не только размер матрицы, но и размер пиксела. т.е. при одинаковом размере матрицы APS-C D30 (3Mpix) и 450D (12Mpix) имеют различные по размеру точки - пикселы и, следовательно, размер допустимого кружка нерезкости (или смаза) будет разным. Если прибавить к этому IS объективы, резкость конкретного объектива, шарп постобработки камеры, то никаких правил быть вообще не может =)) либо наоборот мы вернемся к исходному правилу.

kudalev комментирует...

Согласен. В том и дело, что правило это (особенно для цифры) - не правило, а скорее просто рекомендация.